Цели: Формирование правовой культуры школьников.
Вступление: Всем известно, что человек живёт в обществе. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.
-Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.
- В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них - необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.
-Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?
-Почему необходимо соблюдать законы?
- Может ли существовать государство без законов?
Самым большим правонарушением является преступление. Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую - то особую норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, существует не вообще. Она должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.
Итак, ребята, сформулируйте ответ на вопрос «Что такое закон?»
Ответы подростков.
Ведущий: Закон - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Конституция - это наш Основной Закон, который выражает волю всего народа и закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, материальные и юридические гарантии этих прав.
Конституция - это и важнейший политический документ общества, который придаёт устойчивость общественным отношениям, способствует их дальнейшему развитию.
Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.
- Кто такой несовершеннолетний? (несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет)
- Кто такой безнадзорный? (безнадзорный несовершеннолетний - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц)
- Что такое правонарушение? Право - это возможность что-то делать по закону, под защитой государства. Нарушение прав - есть нарушение закона.
- До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
- С какого возраста наступает административная ответственность? (16)
- С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
- С какого возраста н/л можно устроиться на работу? (14)
- До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)
- С какого возраста разрешена продажа крепкой алкогольной продукции? (18)
Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).
4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).
5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).
6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).
7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).
8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).
9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).
10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).
11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).
12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).
Ведущий: Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).
Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
А - Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
У - Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Д - Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Г - Гражданско-правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение.
- Порвал учебник одноклассника (Г)
- Появился на улице в нетрезвом виде (А)
- Избил одноклассника (У)
- Совершил кражу мобильного телефона.(У)
- Совершил прогул в школе (Д)
- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
- Разбил мячом окно. (Г)
- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Библиотекарь: Шуточная литературная викторина.
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (Золотой ключик, или Приключения Буратино).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (Ледяная избушка).
-Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Белоснежка и семь гномов).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (Айболит).
Библиотекарь: Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?
Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.
- Как можно расценить действия подростков?
- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?
Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции.
- В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).
- При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).
- Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)
- С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).
Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России.
Ведущий: Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Новым для меня было...
|