Час интересных затей «Знаешь – отвечай, не знаешь – почитай!»
Цель: формировать умение детей быстро ориентироваться в произведениях литературы разных жанров,
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Вам, наверное, не терпится узнать, что же сегодня будем проводить? Сегодня мы решили вот что...
Поговорим? О чем?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо
и хорошо не очень.
Что-то знаете вы,
А что-то нам известно.
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Начнем мы нашу познавательную игру с тура, который называется «Наш вопрос - ваш ответ». Я буду задавать вопросы из разных областей знаний, а вы - отвечать на них.
«Живой мир».
- Сколько ножек у божьей коровки? (6)
- Какое время года наступает после зимы? ( весна)
- Какое дикое животное впадает в спячку зимой? (медведь)
«Спорт» (3 вопроса).
- Сколько участников в игре шашки? (2)
- Кто имеет право в футболе дотрагиваться до мяча руками? ( вратарь)
- Сколько олимпийских колец на эмблеме Олимпийских игр? (5).
«Литературный»
- Какую птицу спасала Дюймовочка? (ласточку)
- Закончите пословицу: «Много снега - …? (много хлеба)
- Как называется рассказ К. Паустовского, в котором ребята ловили рыжего кота? «Кот-ворюга)
«Правила дорожного движения»
- К какому виду транспорта относится трамвай? (наземный)
Как правильно обходить автобус? (надо подождать, когда он отъедет от остановки)
- Ребята, хотите отдохнуть от вопросов?
Послушайте загадку: Я люблю прямоту
Я сама прямая
Сделать новую черту
Вам я помогаю ( линейка)
Ведущий: «Наш вопрос – ваш ответ»
Плоды какого куста считаются самыми витаминными? (Шиповника.)
Сезон подсчета цыплят. (Осень.)
Куда не ходят с ненадежным человеком? (В разведку.)
У кого глаза велики? (У страха.)
Что остается на память о съеденной конфетке? (Фантик.)
Назовите слово, обозначающее часть ореха и снаряд. (Ядро.)
Черный конь, прыгающий в огонь. (Кочерга.)
Что попросил старик у Золотой рыбки в первый раз? (Корыто.)
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница? (Гусеница не умеет летать.)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
На чем играл осел в мультфильме по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На гитаре.)
Переносное укрытие от дождя. (Зонт.)
Как звали обладательницу цветика-семицветика? (Женя.)
Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит.)
Сколько в русском алфавите гласных букв? (Десять.)
Назовите фамилию дяди Степы. (Степанов.)
Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку.)
Заяц — ведущий популярной детской передачи. (Степашка.)
Не царь, а в короне; не всадник, а со шпорами. (Петух.)
Как зовут самого знаменитого жителя Цветочного города? (Незнайка.)
В чем медведь тащил Машу домой, думая, что несет пирожки? (В коробе.)
Как называется любимый танец моряков? (Яблочко.)
Ведущий: Молодцы! Ответили хорошо на все вопросы. А сейчас немного интересных фактов.
«Это интересно… Почему мы смеемся?
Человеку достаточно посмеяться всего несколько минут, чтобы у него проснулся аппетит, чтобы ему стало легче учить уроки, а разбитая коленка стала меньше болеть. Смех действительно продлевает жизнь. Ученые заметили, что смех может даже побеждать разные болезни. Во время одного эксперимента люди смотрели веселые мультики, и у них проходила аллергия на коже. Когда мы смеемся, в организме появляются «гормоны удовольствия», увеличивается количество «клеток-убийц», которые расправляются с вирусами. Так что побольше смейтесь!
• Почему со временем все забывается?
У нас есть две памяти. Одна кратковременная, другая долговременная. Когда мы учим таблицу умножения, она сначала попадает в кратковременную память. Сведения там не задерживаются. Они либо выкидываются прочь из головы за ненадобностью, либо перекладываются в долговременную память. Но чтобы таблица умножения попала в долговременную память, ее нужно без конца повторять. Кратковременная память сначала накапливает информацию, а потом выкидывает все ненужное, чтобы голова не засорялась. Поэтому мы часто забываем разные даты и формулы. Кратковременная память считает, что они не так уж важны, если мы их недостаточно много повторяем.
1.Самое большое в мире животное? (Синий кит)
2.Самое большое животное на земле? (Слон)
3.Самая быстрая птица в нашей местности? (Стриж)
4.Самая крупная птица в мире? (Страус)
5.Самая маленькая птица в мире? (Колибри)
6.Самый быстрый зверь? (Гепард)
7.Самое высокое животное? (Жираф)
Ведущий:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Как вы уже, наверно, догадались, речь пойдет о пословицах и поговорках.
Ведущий: Готовясь к встрече, мы нашли у себя на полке одну старую книгу, в которой собраны сказки русских и зарубежных писателей. Вот мы и подумали, что, наверно, нет человека, который бы не любил сказок. И сейчас мы хотим предложить вам поучаствовать в третьем туре который называется «Сказка, сказка, сказка...» . Мы будем зачитывать отрывки из сказок, а вам надо узнать каждую сказку, вспомнить ее название и автора.
«Сказка, сказка, сказка...»
• «В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица всё не так, как ни повернется — все не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом». (С. Маршак «Двенадцать месяцев».)
• «Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон Дал отпор со всех сторон!» (А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
- «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой...» (В. Катаев «Цветик -семицветик»).
- «Жил мельник. Жил он, жил да и умер, оставивши своим трем сыновьям в наследство мельницу, осла и кота. Мельницу взял старший сын, осла взял средний, а меньшему дали Кота». (Ш. Перро «Кот в сапогах»).
- «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла...». Толстой «Три медведя»).
- «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь Элиза. Одиннадцать братьев принцев ходили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. Сразу было видно, что они настоящие принцы. А их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства...» (X. К. Андерсен «Дикие лебеди».)
- «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая — вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая. И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже». (III. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»).
- «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. (С. Аксаков «Аленький цветочек»).
- «Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке...» (Ш. Перро «Красная шапочка»).
- «Осел идет, кричит по - ослиному, собака идет, лает по-собачьи, кот идет, мяукает по-кошачьи, петух идет, кукарекает. Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам» (Братья Гримм «Бременские музыканты»).
- «"Оловянные солдатики!" — вот первое, что услышали братья, когда открылась коробка, в которой они лежали. Это крикнул маленький мальчик и захлопал в ладоши. Солдатиков ему подарили на день рождения, и он тотчас же стал расставлять их на столе. Оловянные солдатики походили друг на друга как две капли воды, и лишь один отличался от своих братьев; у него была одна нога...» (X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).
- Предмет, который указывал путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок.)
- С помощью этих предметов герой русской сказки нашел свое счастье - мудрую и красивую жену, заколдованную злым волшебником. (Лук и стрела.)
Дорогие ребята, моё пожелание вам напоследок.
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в жизни, милые друзья,
Без логики никак нельзя.
- Книга - наш друг, без нее как без рук.
- Золото из земли добывают, а знания из книги.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
• За добрые дела всегда ждет похвала.
- Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
- Друзья познаются в беде.
- Ученье - свет, а не ученье - тьма.
- За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
- За глупой головою и ногам нет покою.
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
• Терпенье и труд все перетрут.
– Этого литературного героя выручили из беды дровосеки с топорами на плечах. Подсказки: она очень любила свою бабушку;
бабушка на день рождения пожарила ей шапочку;
по дороге в лесу она встретила волка;
– Он очень любил свою жену и старался во всём ей угодить. Но это не принесло ему счастья.
- Подсказки: жил он у самого синего моря; он поймал необычную рыбу;
все его желания исполняла рыба, кроме одного…..;
- и кончились все его просьбы разбитым корытом. (Дед)
- – Имя этого сказочного персонажа ассоциируется у нас с добром и преданностью своему хозяину. Подсказки: Он достался в наследство младшему брату;
- ради любви и преданности он обманул короля и представил своего хозяина Маркизом Карабасом;
- он смог перехитрить самого великана людоеда и съесть его; (Кот в сапогах)
– Эта героиня отличалась от других девочек своей преданностью и великодушием.
Подсказки: Она впервые увидела принца на борту корабля;
- её нашёл принц на берегу моря; она пожертвовала своей жизнью ради жизни и счастья принца и не стала его убивать. (Русалочка)
Пословицы о книге.
– Книга друг….(человека.)
– Что написано пером, ……(не вырубишь топором.)
– Книга твой друг, ……(береги её.)
– Испокон века книга…..(растит человека.)
– Дом без книги, день….(без пищи.)
А.С. Пушкин.
– Из какого произведения эти строчки?
Ветер по морю гуляет,
Да кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…. («Сказка о мёртвой царевне…»)
– Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле царства нет. (Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку!)
– Как называется произведение, которое начинается со слов:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…. («Руслан и Людмила»)
– Назовите героя. Что это за произведение?
Литературный герой.
– Это маленький толстенький самоуверенный человечек, который умеет летать сам по себе. Стоит ему нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик… (Карлсон.)
– Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу и сочинял разные небылицы…(Незнайка.)
– Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами…(Гном.)
Детектив идёт по следу.
– Старик вырастил на участке огромный урожай, но не смог справиться с уборкой и пригласил ещё помощников.(«Репка».)
– В одной сказочной стране для установления личности пропавшей девушки стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом? (Золушка)
– Одна бабуля решила жить в лесу. Соорудила избушку, да не простую. Засовом в её избе служит человеческая нога. Передвигаться ей трудновато, так она что придумала – по воздуху летает. В слугах у неё черти, вороны, чёрные коты…(Баба Яга)
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша познавательная игра, все вы славно потрудились, показали свои знания. Вы ребята, Молодцы!
|