Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.05.2024, 05:04

Киватская модельная библиотека имени А.Ф. Юртова

Меню сайта
Внутренние ссылки

2023 - Год педагога и наставника
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Биография А.Ф. Юртова

 

Авксентий Филиппович Юртов –

Мордовии первый просветитель

Каждый народ дал миру великих людей - писателей, художников, ученых. Они олицетворяют пробуждение и расцвет национальной культуры, стремление к образованности. Для мордвы в ряду самых значимых ее представителей стоит имя Авксентия Филипповича Юртова - ученого-энциклопедиста, педагога, филолога, переводчика, этнографа, фольклориста, священнослужителя сельского прихода Уфимской губернии, автора первого мордовского букваря мордвы-эрзи. Он стал  первым представителем мордовского народа, осознанно избравшим путь национального просветителя. Его вклад в организационно-методическое развитие мордовской школы, этнографии, лингвистики трудно переоценить. Поэтому, имя Авксентия Филипповича Юртова должно быть записано золотыми буквами в истории эрзянского народа.

 Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 г. в семье крестьян мордвы-эрзя, в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии (современная территория Республики Татарстан). Село было смешанным: наряду с мордвой в нем жили крещеные татары. Естественное двуязычие позволило мордовскому мальчику стать учеником Казанской крещено-татарской школы Н.И. Ильминского, где он получил начальное образование и профессию учителя народного училища. Н.И. Ильминский довольно быстро стал привлекать мордовского юношу к переводческой и исследовательской работе.

В 1872 году Авксентий под наблюдением учителя сделал свой первый перевод на эрзя-мордовский язык: перевел «Историю Ветхого Завета», которая была опубликована в 1880 году. Проверка качества переводов делалась автором непосредственно в среде носителей языка. Юртов летом ездил по мордовским деревням, читал крестьянам свои переводы, проверяя их доступность, уточнял смысловые акценты. Это своеобразное хождение в народ было очень важным этапом просветительской коммуникации. Молодой ученый пробуждал интерес к новому печатному слову и одновременно пропагандировал ценность родного языка и национальной культуры в мордовских деревнях и селах Казанской и Симбирской губерний.

В 1872 году А.Ф. Юртов становится первым мордвином-семинаристом только что открытой Ильминским Казанской учительской инородческой семинарии. В семинарии продолжилась переводческая работа Юртова, начатая в крещено-татарской школе: он последовательно овладевает мастерством перевода, изучает мордовские диалекты, собирает сведения из истории мордовского народа, этнографический и фольклорный материал, путешествуя по Поволжью.

В 1876 году А.Ф. Юртов, по ходатайству её директора Н.И. Ильминского, был приглашен для преподавания в мордовскую начальную школу при семинарии, где и проработал семь лет. Педагогическая практика совмещалась Юртовым с активной переводческой деятельностью, сбором полевых материалов по этнографии и лингвистике, пропагандой среди населения книг на мордовском языке.

Молодой учитель выступал своеобразным педагогическим вербовщиком. Путешествуя с экспедиционными целями по отдаленным мордовским селам, он знакомился с детьми, находил наиболее смышленых и не жалел времени и сил, чтобы убедить родителей отправить мальчика учиться в Казанскую семинарию.

Собранный экспедиционный материал позволил А.Ф. Юртову внести  серьезный вклад в становление подлинно научных исследований в области истории и этнографии мордвы. В 1877 году под псевдонимом «Юр-в Ав-ий» он опубликовал статью о погребальных обрядах мордвы. Эта была одна из первых историко-этнографических работ, убеждавших общественность в поверхностном характере христианизации мордвы.

Следуя примеру Н.И. Ильминского, А.Ф. Юртов внимательно наблюдал за своими мордовскими воспитанниками, находил наиболее одаренных и приобщал к исследованиям родного языка и культуры. Он привлек к изучению разговорного мордовского-эрзя языка группу семинаристов, с которыми совершил несколько поездок по отдаленным мордовским селам Симбирской и Самарской губерний. Результатом этих экспедиций стали изданные Переводческой комиссией Братства св. Гурия «Образцы мордовской народной словесности», содержавшие «Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии» и «Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом». Выход изданий объяснялся прагматическими задачами переводческой деятельности Комиссии: для адекватности переводов необходимы были образцы разговорного языка. Объективно роль этих книг в изучении истории и этнографии Поволжья была значительно шире. Позднее, уже в 1892 году, И.Н. Смирнов, профессор Казанского университета, крупнейший специалист по истории и этнографии народов края, назвал издания Юртова огромным вкладом в русскую литературу о мордве, указав, что они помогают понять историю, этнографию, верования народа.

Лингвистический багаж и педагогический опыт позволили А.Ф. Юртову предложить новый вариант мордовской письменности на основе русской графики. В 1884 году в Казани был издан его «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». При построении букваря А.Ф.Юртов использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога. Букварь был более доступным, чем аналогичные книги других авторов, отличался системностью, последовательностью, содержал элементы занимательности. Букварь состоял из основного текста, образцов мордовской народной словесности и нескольких молитв на эрзянском языке.

С 1882 года А.Ф. Юртов последовательно ищет себе место учителя народного сельского училища. Национальных просветителей всех народов Поволжья отличало стремление к действию, к практической реализации идеальных теоретических построений. Потребность расширить просветительное влияние на мордовское население, самостоятельно реализовывать методические находки преподавания мордовским ученикам, просвещать взрослое сельское население – вероятно, именно эти идеальные, далекие от практицизма подвижнические стремления заставили А.Ф. Юртова покинуть в 1883 году Казанскую учительскую семинарию с её стабильным материальным доходом и комфортными условиями для научной работы.

В 1880-е годы Юртов создает для эрзянских и мокшанских детей школы по образцу Казанской учительской семинарии: в селах Старая Бесовка Симбирской губернии и Старая Бинарадка Самарской губернии. При школах разбили сад, четыре основных урока были дополнены общешкольным часом рисования, внешкольного чтения или пения, утренней молитвой. Юртов преподавал на родном языке учеников, используя свой Букварь и знание народной словесности. Семинария помогала своему бывшему воспитаннику и учителю. В учебные заведения присылалась учебная литература и духовная литература на мокшанском и эрзянском языках. А.Ф. Юртов ходил по домам воспитанников: беседовал с родителями, читал мордовские книги. Это была популяризация мордовской книги как самостоятельной культурной ценности, пропаганда школы.

А.Ф. Юртов не встречал одобрения и понимания у местных чиновников от образования, которым  казалось, что обучение мордовских детей должно было строиться на русском языке. Национального педагога очень задел негативный отзыв о его работе инспектора народных училищ Самарской губернии Г. Гравицкого. В письме к своему учителю мордовский педагог приводит его полностью. «По моему мнению, успехи школы много выиграли бы, если бы учитель не злоупотреблял мордовским языком, к пособию которого он слишком часто, при классных занятиях, обращается. Он, как мордвин сам, любит больше объясняться с учащимися по-мордовски, чем по-русски. И если это было заметно мне при посещении школы, то надо предположить, что и вообще на уроках русский язык в загоне. Вследствие этого, по-моему, мальчики плохо читают по-русски и так же плохо объясняются. К мордовскому языку следовало бы обращаться только в редких случаях, чтобы объяснить для учащихся понимание сообщаемого». Юртов признавался перед Н.И. Ильминским, что за год работы в школе «от зари до зари» не удалось достичь желаемых успехов, но причины этого никак не в «злоупотреблении» мордовским языком, а в слабом знании детьми русского языка из-за того, что прежний учитель не владел родным языком детей, а также из-за плохой посещаемости школы детьми, загруженными домашними делами. Методику преподавания русского языка с опорой на знание родного А.Ф. Юртов продолжал считать неоспоримой. 

С 1889 по 1891 год А.Ф. Юртов работал в должности учителя начального народного училища в селе Старая Бинарадка. 29 декабря 1889 года он пишет Н.И. Ильминскому: «Учеников здесь много больше, чем в Старой Бесовке, а именно: 16 человек в старшем отделении, 21 в среднем, 36 в младшем: они все мокшенята. Язык русский понимают плохо: не только младшие, но и средние, и старшие часто затрудняются перевести с русского на свой язык и обратно самые простые фразы».

Учитель по профессии и призванию, Авксентий Филиппович был главой большого и дружного семейства. В доме Юртова всегда звучал детский смех, увлекательные рассказы из уст самого мордовского просветителя. Авксентий Юртов был главой большой семьи. Две его дочери стали учительницами. Один из сыновей воевал в знаменитой 25-й «чапаевской» дивизии, другой был командиром конной разведки 255-го Сибирского полка, третий окончил военное училище, четвертый до Отечественной войны работал заместителем наркома в Абхазии. Зловещий пожар в селе, случившийся 1 июля 1891 года, прервал учительскую деятельность Юртова. В пожаре пострадали его жена и дочь, они «ослепли совершенно», сгорело четверо крестьянских детей. Все это предрешило дальнейший жизненный путь просветителя.                                                                       

          В 1891 году 20 июля его преосвященством епископом Уфимской епархии Дионисием он был рукоположен в сан священника и назначен священнослужителем во вновь образовавшийся Андреевский приход Уфимского уезда. 

 Это был бедный мордовско-чувашский приход, граничивший с татарскими селами.  Помяловский называл сельских священников «православным пролетариатом», так тяжело было их материальное и социальное положение. А.Ф. Юртов остался верен идеям просветительства. И здесь, в Андреевке, А.Ф. Юртов, как истинный просветитель, думал не только о делах церковных, но и мирских, в первую очередь, о просвещении народа. Он вел работу по просвещению населения своего прихода, продолжал вести сбор образцов народной словесности не только мордвы, но  башкир и чуваш, составлять словари.  

«Хотелось бы мне, делился он мыслями с Ильминским, основание положить церковно-приходской школе, да средств негде взять. Не найдете ли Вы, Николай Иванович, возможным снабдить предполагаемую школу (человек на 15) самым необходимым: книгами, учебными пособиями (аспидными досками, грифелями, карандашами, ручками, перьями).

 Школы в селе не было, и верный ученик Н.И. Ильминского по собственному проекту на деньги общества сумел построить и открыть в 1895 году трехклассную церковно-приходскую школу, где он и учительствовал четверть века,  и он способствовал преобразованию этой школы в земскую, что произошло в 1906 году, оказывал всяческое содействие созданию библиотеки для крестьян. Здесь он продолжал давно начатую работу по сбору произведений мордовского фольклора и составлению эрзянско-мокшанско-русского словаря.

Авксентий Филиппович Юртов стал первым из представителей мордовской интеллигенции, сознательно посвятивших себя делу национального просветительства. Именно пример его подвижнического служения родному народу, учебно-методический багаж Юртова во многом определил культурно развитие эрзи и мокши, является подлинным идеалом для деятелей культуры и образования.

Авксентий Юртов собирал и публиковал мордовские, чувашские, татарские народные легенды, сказки, песни и пословицы, описал обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губернии. Его деятельность, способствуя становлению письменного мордовского языка и методике обучения в русско-мордовских начальных училищах, в целом имела важное значение для пробуждения национального самосознания нерусских народов Поволжья.

 Эрзянский букварь А.Ф. Юртова положил начало обучению грамоте в эрзянской школе и стал важным этапом в становлении эрзянской письменности. 

Выдающейся заслугой Авксентия Филипповича следует считать то, что он был зачинателем обучения на родном языке в мордовском селе. В работе с учащимися он не ограничивался стенами школы, он широко привлекал детей к внеклассной деятельности по сбору произведений мордовского фольклора. «Во внеклассное время, - писал он 21 декабря 1884 года Н.И. Ильминскому, - занимаюсь переписыванием и приведением в некоторый порядок мордовских песен, которые добываю через учеников». В свободное от школьных дел время А.Ф. Юртов обходил соседние мордовские деревни и села, пропагандируя книги на мордовском языке.

Скончался А.Ф. Юртов 1 мая 1916 года. Его похоронили в Андреевке. До недавнего времени имя мордовского просветителя, первого ученого и священника Авксентия Юртова было в забвении. После первых публикаций о нем к его личности и просветительской деятельности вновь вспыхнул интерес, и сегодня, пусть и через столько лет, уникальность его исследований признана и оценена обществом по достоинству. 

      Cемья Юртова  долгие годы и не догадывалась о том, что у них в роду был выдающийся предок. Они узнали об этом лишь в 1988 году благодаря этнографу, доктору исторических наук, профессору Н.Ф. Мокшину который работал в это время   над книгой «Просветители Мордовского края».                                            

Внуки просветителя Елизавета Викторовна Юртова и Анатолий Викторович Юртов, ныне живущие в Андреевке на том же самом месте, где когда-то стоял дом их знаменитого деда, лишь в 90-х годах  узнали о том, что Авксентий Филиппович был не просто честнейшим и образованнейшим человеком, но и ученым, проводившим серьезную научную работу. Они тщательно хранят все реликвии, связанные с именем своего деда. Правда, богатейшая библиотека, собранная А. Ф. Юртовым, безвозвратно утеряна. Но память о великом ученом жива, и сегодня, пусть и через столько лет, уникальность его исследований признана и оценена обществом по достоинству.
Память о великом ученом до сих пор жива и сохранена.  В Республике Башкортостан, в деревне Ильтеряково Кармаскалинского района открыт музей Юртова при средней школе, установлен памятник на его могиле.

В 1992 в Саранске в честь Юртова была названа улица в районе с. Берсеневка и Н. Чекаевка. В 2004 году в Саранске прошла научно-практическая конференция в честь 150-летия со дня рождения выдающегося просветителя мордовского народа. В том же году в Ильтеряково состоялся день памяти Авксентия Юртова с участием представительной делегации из Республики Мордовия. На месте, где когда-то располагался дом Авксентия Юртова, была установлена мемориальная доска.

Активисты мордовской национально-культурной автономии Ульяновской области выступают с инициативой увековечить память выдающегося представителя мордовского народа - Авксентия Филипповича Юртова (на фото). И уже решено возвести памятник А.Ф. Юртову в городе Ульяновске.

Имя Авксентия Юртова носит Старобесовская средняя школа Ульяновской области, где когда-то работал просветитель. Министерством образования Республики Мордовия и Саранской епархией учреждена премия имени Юртова за нравственное воспитание молодого поколения. 30 января 2019 года решением Совета депутатов Муниципального образования  «Кузоватовский район» по результатам работы нашей библиотеке было присвоено имя выдающегося первого мордовского просветителя Авксентия Филипповича Юртова.

 

Ссылки



Российская государственная детская библиотека





ОГБУК –Дворец книги







Губернатор и Правительство УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Сайт Кузоватовского района
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz